Макроэкономические проблемы и эпопея с развозом пассажиров «Трансаэро» отрицательно сказались на финансовых результатах «Аэрофлота». Чистый убыток компании в прошлом году составил 18,9 млрд рублей против прибыли 13,1 млрд рублей годом ранее, сообщил перевозчик.
Выручка компании по итогам 2015 года выросла почти на 32 %, достигнув 366 млрд рублей. Перевозчик объясняет это расширением маршрутной сети, в том числе за счёт рейсов «Трансаэро» («Аэрофлоту» было передано 56 зарубежных маршрутов), ростом объёмов перевозок пассажиров и влиянием курса валют на доходы, номинированные в иностранной валюте, в том числе по соглашениям с авиакомпаниями.
Убытки связаны с «влиянием макроэкономической среды», в том числе динамикой курса рубля, которая оказывала давление на операционные затраты, а также динамикой стоимости нефти. К тому же «Аэрофлоту» пришлось создать резервы на сумму около 15 млрд рублей по «сомнительным долгам» четырёх своих «дочек»: «Оренбургские авиалинии», «Владивосток авиа», «Аэрофлот-Карго», «Россия». Кроме того, значительные издержки были понесены в связи с программой по перевозке пассажиров авиакомпании «Трансаэро».
По мнению исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, несмотря на то что на компании сейчас лежит большая нагрузка, связанная с поддержанием лоукостера «Победа» и созданием объединённой авиакомпании «Россия», – консолидация рынка даёт возможность для повышения прибыльности. При этом социально ориентированные плоские тарифы принесли компании лишь убытки, считает эксперт.
Плоские тарифы оставили без прибыли и агентов, продолжает генеральный директор компании IATI Сергей Бобков. По его словам, если на внутренних рейсах агенты могли заработать на своём сборе, то с введением плоских тарифов – работа идёт в ноль. «С продажи других билетов внутри России мы получаем 1 рубль! На международные рейсы наша комиссия 3 %, но сейчас продажи по международным направлениям существенно снизились», – добавляет эксперт.
Генеральный директор Biletix Александр Сизинцев отметил, что недавно «Аэрофлот» перевёл штрафы в рубли. «А то за любую незамеченную вовремя ошибку, допущенную клиентом на сайте, – мы платили 100 долларов. Работали себе в убыток».