Маркетплейс туров «Аутлет Тревел» прислал в редакцию «ТурДома» пресс-релиз, подписанный гендиректором – Аскаровой Е. А. В компании, которую продвигает экс-глава «Капитал Тур» Инна Бельтюкова, считают искаженной информацию, появившуюся ранее в соцсетях и на сайте Ассоциации туроператоров (АТОР).
В частности, журналисты опубликовали результаты собственного расследования, из которого следовало, что целый ряд туроператоров – членов ассоциации либо не нашли следов договорных отношений с «Аутлет Тревел», либо работают по обычным соглашениям. Их условия не предполагают специальных скидок для проекта Инны Бельтюковой и не дают права на использование туроператорских логотипов для его продвижения.
В «Аутлет Тревел» подтвердили, что сотрудничают с туроператорами на основании обычных агентских договоров. Это открытая информация, которая есть в федеральном реестре. Из опубликованной выписки следует, что соглашения имеются с 20 компаниями, в том числе и с упомянутыми членами АТОР.
Компания также ответила на заявление гендиректора Space Travel и вице-президента АТОР Артура Мурадяна – он говорил, что «Аутлет Тревел» продает туры его компании со скидкой, превышающей агентское вознаграждение, то есть работает в минус.
«Согласно договору, агентское вознаграждение является доходом агента и может быть им использовано на любые коммерческие цели, в том числе на скидки, которые предоставляет абсолютное большинство турагентств рынка, ОТА, программы лояльности банков, в том числе в формате кешбэка, бонусов и других льгот. Дополнительным доходом нашей компании является продажа абонементов на доступ в закрытую клубную систему Autlet Travel, что подтверждает отсутствие намерений ведения бизнеса с отрицательным результатом. В компании существует строгий запрет на продажу туров и других услуг ниже себестоимости», – указано в пресс-релизе.
В Autlet Travel также не разделяют мнение Артура Мурадяна, что для работы с этим маркетплейсом нужны дополнительные технические решения, о которых следовало договариваться отдельно:
«Для большинства поставщиков услуг, представленных в проекте (отелей, авиакомпаний, консолидаторов и некоторых туроператоров), мы направляем клиентов на их сайты без участия в расчетах, что подтверждает отсутствие нашей заинтересованности в использовании оборотных средств компании.
Бизнес-модель проекта не предполагает интеграций, требующих дополнительного согласования».
На упреки в неправомерном использовании туроператорских логотипов в «Аутлет Тревел» ответили так: «Учитывая активное противодействие, с которым часто сталкиваются инновационные проекты в конкурентной среде, мы с должным уважением отнеслись к пожеланию туроператоров не использовать их логотипы до последующего дополнительного согласования, при этом деятельность по агентскому соглашению не прерывалась и продолжается в обычном режиме».
Под «активным противодействием», очевидно, имеется в виду не только выступление АТОР, но и обращение турагентов к туроператорам с просьбой разрывать договоры с демпингующими компаниями. Инициативная группа опубликовала его в соцсетях, в частности в чате для специалистов «Курилка ТурДома 2.0». По словам одного из авторов, в течение первых же суток удалось собрать 750 подписей, и они продолжают поступать от агентств из разных городов от Калининграда до Владивостока.
Бурная реакция турагентов объяснима. Во-первых, после того как в 2010 году разорился возглавляемый Инной Бельтюковой туроператор «Капитал Тур», его розничные партнеры потеряли солидные суммы. Зачастую из своих денег они компенсировали туристам стоимость несостоявшегося отдыха. Во-вторых, скидки обесценивают работу классических турагентств. Есть немало примеров, когда, получив профессиональную консультацию в офисе у опытного менеджера, клиент уходит в интернет и покупает тот же самый тур у компании, которая предлагает максимальную скидку. Или же сам собирает тур и бронирует отель, используя агрегаторы.
Будут ли туроператоры ограничивать работу с «Аутлет Тревел», не совсем понятно – если не считать хайп вокруг того, что это проект Инны Бельтюковой, то других оснований нет. Однако вне зависимости от того, как сложится судьба «Аутлет Тревел», очевидно, что конкуренция за туристов будет расти. С одной стороны, наседают экосистемы банков и маркетплейсы. С другой – с собственной розницей порой конкурируют и сами туроператоры, устраивая промоакции. Надо учитывать и сложную экономическую ситуацию. Круг людей, которые могут себе позволить покупку зарубежного тура, сужается.
В перспективе вариантов у турагентств не так уж много. Или работать на объеме, максимально автоматизируя процессы, что доступно немногим из-за высоких затрат. Или же развиваться по принципу индивидуальных консультантов. Для этого необходима глубокая экспертность, которую клиент не променяет даже на возможную экономию. Но бонусом для тех, кто справится, станет доверие клиентов.
Кстати, как показывают глобальные исследования, несмотря на цифровизацию, во всем мире потребители ценят именно персональный подход: большинство людей предпочитают общаться с людьми, а не с компьютерами.