Ространснадзор попросил Минтранс ужесточить допуск иностранных авиакомпаний к полетам в Россию, сообщают «Известия». Ведомство планирует создать систему контроля безопасности полетов и выдавать зарубежным перевозчикам соответствующие разрешения. Что это за механизм и почему его предложили создать именно сейчас, ведь европейские авиакомпании в нашу страну не летают? Значит ли это, что авиавласти начали работать над возобновлением авиасообщения? Узнали мнение экспертов.
Программы контроля безопасности полетов иностранных перевозчиков действуют в ряде стран, в том числе в ЕС. «Когда прибывает иностранное воздушное судно, инспекторы авиационной администрации имеют право подняться на борт и выполнить типовую проверку, затрагивающую, прежде всего, оформление документов. Но и комплектацию воздушного судна тоже проверяют», – отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По словам экспертов, уже были прецеденты, когда российским перевозчикам запрещали полеты после аэродромного контроля: «Был случай, когда наша авиакомпания обыграла французскую в тендере ООН. Французы на своем аэродроме устроили нашему перевозчику проверку и выписали “красную карточку”. В итоге авиакомпания не смогла выполнить этот тендер, и он достался европейцам», – сообщил главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.
Таким образом, авиавласти других стран могут «перекрыть небо» отечественным перевозчикам, а российское ведомство подобных инструментов не имеет. Если появятся зеркальные правила, авиаведомства ЕС будут понимать, что против них могут быть введены контрмеры, отмечают эксперты, опрошенные редакцией TourDom.ru.
Они назвали эту инициативу крайне своевременной. Европейские авиакомпании ждут открытия воздушного пространства над Россией. Специалисты напомнили, что 6 декабря прозвучал важный сигнал со стороны главы IATA. Гендиректор ассоциации заявил, что европейцам надо готовиться к полетам через территорию России. «Бывший глава авиакомпании British Airways говорил от имени британского авиабизнеса, который больше всего страдает от длительного и дорогого облета РФ. Европейские перевозчики не хотят отдавать рынок азиатским и ближневосточным авиакомпаниям. Но и полеты в саму Россию для них тоже важны», – говорит Роман Гусаров.
Основным драйвером возобновления полетов над территорией России будет снятие ограничений в Китае. Гендиректор IATA ожидает, что это произойдет в следующем году. Как только Китай ослабит меры по защите от коронавируса, авиакомпании тут же начнут оказывать давление на свои правительства, чтобы открыть воздушное пространство над РФ.
Российские власти, по мнению авиаэкспертов, должны готовить «сани» уже сейчас. К тому же реализация системы контроля безопасности полетов займет немало времени. «Разработать методику, подготовить персонал, уведомить другие страны. Поэтому время для старта вполне подходящее», – отметил Олег Пантелеев.