16 марта в «Экспоцентре» в рамках международной выставки MITT-2017 прошла 22-я Конференция Объединённой сети «ТБГ и «Горячие туры». На встрече собрались представители порядка 250 турагентств и руководители туроператорских компаний – партнёров сети.
Выступая с докладом на открытии официальной части Конференции, генеральный директор Объединённой сети Светлана Макарова сообщила, что, несмотря на общую для рынка тенденцию к сокращению числа агентств (за год их количество, по экспертным оценкам, снизилось на 30 %), состав «Горячих туров» и ТБГ по итогам зимнего сезона не изменился, в Объединённой сети работают 583 компании.
Сопоставимы по сравнению с прошлым годом и объёмы продаж. При этом совокупный оборот агентств, работающих под брендом ТБГ, за год даже вырос – на 2 млн долларов. Если говорить о приоритетных туроператорах, то лидерами в «Горячих турах» по-прежнему являются поставщики из так называемого массового сегмента, а ТБГ нарастила реализацию туров нишевых туроператоров. Доля сотрудничества с некоторыми из них выросла почти втрое.
Одной из ключевых на Конференции стала тема выхода из кризиса, прозвучал новый для отрасли термин «уберизация». Выступавшие согласились, что туроператоры, как и любые другие поставщики услуг, стремятся избавиться от посредников и выйти на прямого клиента. Что делать в этой ситуации турагентам? По мнению Светланы Макаровой, рознице нужно расширять список партнёров, использовать свои экспертные знания по продукту и начинать самостоятельно формировать туры. В этой связи Управляющая компания Объединённой сети объявила, что в ближайшем будущем сможет оказывать такую услугу через собственный единый расчётный центр, который получит статус туроператора.
Возможность высказаться на Конференции была и у турагентов, и у туроператоров. Первые говорили об ужесточении условий сотрудничества с поставщиками и невозможности зарабатывать в условиях пониженной комиссии и промотарифов. Туроператоры, в свою очередь, предложили управляющим компаниям в будущем брать на себя финансовые риски, бронируя их продукт, – тогда можно будет говорить о получении реальных привилегий для себя и своих агентств. При этом все сошлись во мнении, что агентствам необходимо рассчитывать, прежде всего, на себя – туроператоры действуют в рамках своих интересов и согласно своим бизнес-стратегиям. То же самое касается и законодательных инициатив. Приглашённый эксперт Конференции Дмитрий Горин, гендиректор «Випсервиса», комментируя ситуацию с внедрением электронной путёвки, отметил: «Розничному рынку необходимо консолидироваться, никто, кроме нас самих, наши интересы отстаивать не будет».
В целом участники рынка отметили важность прямого диалога. «Для меня каждый раз встреча с представителями Объединённой сети – это возможность оценить, насколько мы соответствуем ожиданиям агентств. Убедиться в правильности своей стратегии», – сказал по итогам Конференции генеральный директор PAC GROUP Илья Иткин. А глава «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов отметил, что с каждым разом встречи с представителями розничного сегмента становятся всё более открытыми и откровенными. При этом эксперт признал, что некоторые вопросы турагентов остались без ответа, поскольку были направлены к массовым туроператорам, не присутствовавшим на встрече.
Мероприятие прошло при поддержке ClickVoyage, Danko Travel Company, «ВЕДИ ТУРГРУПП», ERV и «ОТПбанк», а генеральным партнёром стал «Карлсон Туризм».