Несмотря на то что закон об обязательной маркировке рекламы окончательно вступил в силу 2 месяца назад, еще 1 сентября, в туристических агентствах продолжают обсуждать эту тему. «Нам поступают предложения от разработчиков сайтов за деньги доработать сайт, чтобы не получить штраф 700 тыс. Если на сайте размещен стандартный поиск туров и стандартная витрина с горящими турами, попадаем ли мы под действие этого ФЗ?» – такой вопрос прислал в редакцию TourDom.ru представитель турагентства «Бон Вояж М». За комментариями мы обратились к специалистам.
Юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская обратила внимание, что туры на сайте розничной компании – это ее ассортимент, по аналогии с любым маркетплейсом, продвигающим чужой товар. Рассказывать о наличии спецпредложений можно двумя путями: либо рекламируя их, либо просто давая пользователям информацию. «Рекламой она становится тогда, когда есть признаки рекламы. Это выделение конкретных услуг из общего ассортимента, акцент на них, предметный призыв приобрести конкретные услуги. И в этом случае рекламу нужно регистрировать», – объяснила Мария Чапиковская. Поэтому все зависит от того, какие именно формулировки используются.
Руководитель юридического агентства «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин согласен: если внимание потребителя на сайте не привлекается к конкретному туру, то такая информация в подавляющем большинстве случаев не считается рекламой.
Юрист проиллюстрировал этот тезис на примере скриншотов с сайта турагентства «Бон Вояж М». Например, поисковик не относится к рекламе. Однако юрист делает оговорку: «если в результатах выдачи не будет перехода на сайт другой компании».
Что касается бегущей строки и баннеров с описанием горящих туров, то все неоднозначно. «Здесь мы задумывались», – говорит Байбородин. С одной стороны, есть фраза «горящие туры», выделяющая их из остальных. Но при этом сама выкладка напоминает витрину, то есть никаких призывов «купи срочно, а то сгорит завтра!» нет. Юрист делает вывод: ФАС не настроена штрафовать за все подряд, но оценить необходимость маркировки можно, только проанализировав стилистику текстов сайта на предмет наличия признаков рекламы.
Впрочем, на счет того, является рекламой именно вышеприведенный пример, нет единого мнения. Один из консультантов по маркировке, которому редакция показала скриншот, сообщил: «50/50, могут расценить и как рекламу», так как блок с горящими турами отличается по оформлению от других.